Хай рез что это

Хай рез что это

Аудиозаписи в высоком разрешении – выбор самых преданных поклонников цифровой музыки. Что же это такое, где это взять и что необходимо, чтобы это слушать?

Сохранить и прочитать потом —

Если вы хотя бы немного интересуетесь цифровой музыкой (будь то прослушивание компакт-дисков или стриминг со Spotify на смартфоне), вам наверняка встречался термин «аудио в высоком разрешении», или «Hi-Res-аудио».

В последние годы популярность Hi-Res-аудио медленно, но верно набирает обороты, чему способствует появление новых компонентов, стриминговых сервисов и даже смартфонов с поддержкой этого стандарта. Еще недавно оно представляло собой нишевый сегмент для узкого круга посвященных, сегодня же все стремятся приобщиться к нему.

Если вы хотите получать от прослушивания музыки максимально возможные впечатления – или хотя бы более качествен-ный звук – вам стоит ознакомиться с концепцией Hi-Res-аудио.

Эта перспектива слегка пугает, поскольку затрагивает множество факторов. Что представляет собой Hi-Res-аудио? Что означают все эти форматы и цифры? Где взять высококачествен-ные файлы и на каких устройствах их воспроизводить? Наконец, с чего начать?

Наш путеводитель по миру Hi-Res-аудио поможет вам досконально разобраться в этом вопросе. Дочитав до конца этот материал, вы будете вооружены всеми нужными знаниями и сделаете первый шаг на пути в волшебный мир лучшего звука.

В отличие от HD-видео, для аудио высокого разрешения пока не разработано универсального стандарта. Digital Entertainment Group, Consumer Electronics Association и Th e Recording Academy, а также крупнейшие компании звукозаписи определяют его следующим образом: «Аудиофайл в формате без потерь, несущий в себе фонограмму звучания во всем том частотном диапазоне, в котором производился ее мастеринг посредством аппаратуры с качеством выше, чем у CD».

Попросту говоря, под этим термином обычно понимаются записи с более высокой частотой дискретизации и/или разряд-ностью, чем у CD (т. е. 16 бит/44,1 кГц).

Частота дискретизации говорит о том, сколько раз в секунду делается выборка сигнала в процессе его преобразования из аналоговой в цифровую ипостась. Чем выше разрядность, выражаемая в битах, тем точнее оказывается измерение сигнала в точке выборки, так что переход от 16 бит к 24 битам позволяет значительно повысить качество.

У форматов Hi-Res-аудио частота дискретизации обычно составляет 96 или 192 кГц при разрядности в 24 бита. Кроме того, встречаются файлы с 44,1, 88,2 и 176,4 кГц.

Невелика потеря

Однако у Hi-Res-аудио есть один серьезный недостаток – размеры файлов. Обычно они составляют десятки мегабайт, и несколько песен легко могут занять всю память вашего устройства. Из-за этого же их сложно передавать по Wi-Fi и мобильным сетям.

И это еще не все: у каждого из форматов файлов Hi-Res-аудио есть определенные ограничения совместимости. В качестве примера можно привести FLAC (Free Lossless Audio Codec) и ALAC (Apple Lossless Audio Codec); оба они теоретически обеспечивают передачу музыкальной информации без потерь. Кроме того, есть форматы без сжатия – WAV и AIFF, DSD (формат, используемый в Super Audio CD) и недавно разработанный MQA (Master Quality Authenticated).

Можно спорить об относительных преимуществах каждого формата, но в первую очередь придется учитывать их совместимость с компонентами аудиосистемы и программными решениями.

Главным преимуществом форматов в высоком разрешении над теми, что со сжатием, является более высокое качество звука. Сайты с возможностью скачивания, такие как Amazon и iTunes, и стриминговые сервисы наподобие Spotify предлагают форматы со сжатием с относительно низким битрейтом – например, AAC с 256 кбит/с у Apple Music и Ogg Vorbis с 320 кбит/с у Spotify.

В процессе кодирования со сжатием часть информации теряется; иными словами, ради удобства и снижения размера файла уменьшается разрешение сигнала. Это сказывается на качестве звучания: в этих форматах ваши любимые песни не смогут раскрыться до конца.

Мастер-класс

С этим можно мириться при прослушивании плей-листов со Spotify во время поездки на работу в автобусе, но истинным поклонникам музыки такого качества будет недостаточно. Им на помощь придет аудио в высоком разрешении.

Чтобы понять, почему оно должно звучать лучше, чем MP3, сравним их битрейты. Наивысший возможный битрейт MP3 составляет 320 кбит/с, тогда как у файла в формате 24 бит/192 кГц при трансляции он равен 9216 кбит/с, а у записи с компакт-диска – 1411 кбит/с.

Следовательно, файлы Hi-Res-аудио в форматах 24/96 или 24/192 должны более точно воссоздавать звук, над которым музыканты и инженеры трудились в студии. В некоторых случаях вы можете получить именно эти студийные файлы; они помечены как «Studio Masters».

Раз файл содержит больше информации, то можно передать больше деталей и текстур, что позволяет слушателю максимально приблизиться к изначальному исполнению музыки – в том случае, если его система достаточно прозрачна.

Многие новые компоненты способны воспроизводить Hi-Res-аудио. Выбор будет зависеть от величины системы и размера бюджета, а также от предпочтительного способа прослушивания музыки.

Хватайте телефон

Поклонникам мобильного образа жизни стоит обратить внимание на растущий список совместимых смартфонов, главным образом – флагманских моделей под Android, таких как Samsung Galaxy S8, S8+ и LG V30 (пока это единственная модель с поддержкой MQA). Apple iPhone официально не поддерживают Hi-Res-аудио, хотя есть способы добиться этого.

Кроме того, есть специализированные Hi-Res-плееры – например, различные модели Sony Walkman и удостоенные Award плееры Astell & Kern; по сравнению со смартфонами у них больше памяти и качество звучания намного выше.

Что касается настольных решений, самым логичным вариантом будет компьютер под Windows, Mac или Linux (в конце концов, именно на него вы будете скачивать файлы); только убедитесь, что программы для воспроизведения музыки поддерживают Hi-Res. К примеру, у Apple iTunes такой совместимости нет, так что для своего MacBook вам придется скачать или купить дополнительную программу – например, Pure Music или Amarra.

Не стоит полагаться на ограниченные возможности встроенного ЦАП компьютера или смартфона. Настольный или USB-ЦАП (такой как AudioQuest DragonFly Red или Chord Mojo) обеспечит максимальное качество звучания Hi-Res-файлов с устройств, аудиоконтуры которых не оптимизированы для этой задачи.

Включите приличный цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) в цепь между источником и наушниками, и качество звука сразу же возрастет.

Если же вы мечтаете о полноценной Hi-Fi-системе, вам потребуется сетевой музыкальный плеер с поддержкой Hi-Res-аудио – такой как Cambridge CXN или Arcam rPlay. Они особенно хороши для систем на базе NAS-серверов (Network Attached Storage, или сетевое устройство хранения – в сущности, жесткий диск со встроенным процессором; мы всецело рекомендуем такой подход).

Широкая поддержка

Форматы Hi-Res-аудио сегодня поддерживают и многие другие компоненты – например, гибридные системы «ЦАП-усилитель-сетевой плеер» (Moon Neo Ace) или активные АС со всей встроенной электроникой (KEF LS50 wireless), некоторые мультирумные системы (Bluesound) и AV-ресиверы (Sony STR DN1080).

Как всегда, мы рекомендуем выбрать качественные наушники или колонки, которые позволят в полной мере оценить достоинства формата.

Теперь вы в полной мере вооружены теоретическими знаниями, и логично задаться вопросом: где же взять все эти чудесные композиции в Hi-Res-форматах?

На сегодняшний день уже немало сайтов предлагают приобрести отдельные треки и целые альбомы в различных форматах аудио высокого разрешения. Они есть в Великобритании, США и ЕС; в некоторых случаях существуют региональные ограничения на покупку.

Такие крупнейшие лейблы, как Sony, Warner и Universal, открыли этим сервисам доступ к своим огромным архивам записей, а поклонникам качественной музыки – в аудиофильский рай.

Читайте также:  Как загрузить фото в поиск

При покупке на любом сайте вначале проверьте формат и параметры дискретизации файлов. В конечном итоге вы найдете свой любимый сайт, но даже в этом случае время от времени уточняйте информацию о требуемых альбомах или песнях – в других местах цены могут оказаться ниже.

Шесть лучших сайтов для скачивания Hi-Res-аудио

7digital

Масштабный каталог Hi-Res-музыки любых жанров и удобный сайт с простыми возможностями покупки делают 7Digital сервисом по умолчанию.

У него удобный поиск и продуманная навигация по сайту. Записи в высоком разрешении легко заметить благодаря значку «24-bit FLAC»; есть также отдельный раздел Hi-Res-аудио. К сожалению, предлагаются файлы только в формате FLAC. Зато цены вполне доступны, а покупать можно как отдельные треки, так и альбомы.

Qobuz Sublime

Французский сайт Qobuz получает высшую оценку за выбор музыки и удобство навигации. И сайт, и приложение отличаются продуманностью и позволяют искать музыку по жанрам или новинкам, а затем по частоте дискретизации. Каталог пополняется каждый день, но все-таки лучше всего в нем представлена французская музыка.

Цены конкурентны, однако гибридная подписка Sublime+ стоит £350* в год; впрочем, на Hi-Res-альбомы дают скидки.

Technics Tracks

Все преимущества каталога 7digital в наличии, при этом сайт ориентирован строго на Hi-Fi-форматы: никаких MP3, только CD-качество и выше. Файлы доступны во FLAC с параметрами от 24 бит/44,1 кГц до 24/192 и помечены значком «Hi-Res» на миниатюрной подложке.

Благодаря строгому интерфейсу собственной разработки Technics заметно отличается от 7digital. Однако цены сравнимы, что делает Technics Tracks одним из лучших мест для покупки Hi-Res.

Onkyo Music

Как и Technics Tracks, магазин Hi-Res-аудио Onkyo Music образовался в результате партнерского соглашения с платформой 7digital, так что ассортимент и цены в нем такие же, как и в двух других.

Интерфейс и функции поиска у Onkyo несколько менее удобные, и для нахождения нужных альбомов придется постараться. С другой стороны, у него есть целый отдельный раздел для файлов в формате MQA; четкие логотипы Hi-Res и MQA позволят не ошибиться в выборе.

HDTracks

HDTracks – один из самых уважаемых магазинов для скачивания Hi-Res-аудио, но ему стоило бы переделать дизайн и каталог. Он ориентирован на взрослую аудиторию (джаз, классика и старый рок) и располагает соответствующим интерфейсом. Отдельные песни купить нельзя, а альбомы стоят довольно дорого.

С другой стороны, в этом магазине можно выбрать требуемый формат (FLAC, ALAC, WAV или AIFF) и частоту дискретизации. Есть и треки в DSD – рай для меломанов.

Primephonic

Если вы любите классическую музыку, то это вариант для вас. Primephonic гордится своей узкой специализацией. Огромный каталог сервиса включает десятки тысяч композиций в записях с качеством от CD до FLAC с 24/192 и DSD. Некоторые даже доступны в многоканальном формате. Можно покупать альбомы целиком либо отдельные симфонии.

С продуманным сайтом очень приятно работать, функция поиска позволяет быстро найти произведение любой эпохи.

Откуда транслировать музыку в Hi-Res-форматах?

Tidal и Qobuz уже предлагают стриминг в Hi-Res-аудио, а также в стандартном CD-качестве; Spotify и Apple Music пока этим похвастаться не могут.

Tidal Masters (£20 в месяц)

Партнерство Tidal и MQA еще на шаг приближает нас к широкому распространению Hi-Res-стриминга. Вначале нужно подписаться на раздел Tidal HiFi для доступа к трансляциям в CD-качестве и скачать приложение для компьютера. Стриминг MQA-файлов возможен только через это приложение; мобильные устройства и веб-плеер ограничены качеством CD.

Tidal обещает 30 000 файлов в формате MQA, около 400 из них снабжены пометкой. MQA-файлы имеют дискретизацию до 24 бит/96 кГц (файлы с 192 кГц будут пересчитаны декодером MQA до 96 кГц). При правильном подборе системы транслируемые композиции звучат фантастически здорово, обещая в будущем еще более сильные впечатления.

Qobuz Sublime+ (£350 в год)

Qobuz считает свой гибридный ресурс со скачиванием и стримингом «лучшим музыкальным сервисом по подписке в мире». Максимальный пакет включает стриминг Hi-Res-файлов до 24 бит/192 кГц (а также в MQA и CD-качестве) на компьютеры и мобильные приложения.

На нем доступны 70 000 файлов в 24/192 и 40 миллионов треков в других форматах Hi-Res-аудио. Главный недостаток сервиса – цена: за использование Sublime+ придется отдать вперед за год £350. Что до качества, то у Tidal звучание показалось нам более живым и динамичным. Тем не менее Qobuz – отличный выбор для тех, кто решил полностью посвятить себя стримингу Hi-res-аудио.


Аудио высокого разрешения (HRA) является высшей степенью аудиофильского наслаждения, но откуда оно взялось, нужно ли оно вам и где его взять? Позвольте нам рассказать об этом.

2015 стал годом, когда HRA стало мейнстримным явлением благодаря появлению всё большего числа устройств, поддерживающих данный аудиоформат. Начиная с портативного аудиоплеера PonoPlayer и заканчивая поддержкой HRA в Sony Xperia Z3, 2015 год доказал, что звук высокого качества отныне может услаждать ваш слух абсолютно в любом месте.

Возможно, вас вполне устраивают mp3-треки, которые вы слушаете на смартфоне по дороге на работу, однако истинные меломаны стремятся к большему. С этого и начиналось появление HRA.

Что же на самом деле значит HRA? Где его можно найти? Что нужно, чтобы приобщиться к обществу любителей HRA? На эти вопросы постараемся ответить ниже.

Содержание:

Что такое аудио высокого разрешения?


Стоит отметить, что пока не существует чёткого определения аудио формата высокого качества. В отличие от видео высокой чёткости, которое должно соответствовать определённым критериям, для высококачественного аудиоформата пока не существует универсальных положений.

В общем и целом, термин относится к звуку, который обладает повышенной частотой дискретизации и большей глубиной, нежели CD — 16-бит/44,1кГц. HRA-файлы, как правило, используют частоту семплирования либо 96 кГц, либо 192 кГц при 24 битах, однако также допускаются файлы 88,2 кГц и 176,4кГц.

Частота дискретизации соответствует частоте взятия отсчетов беспрерывного во времени сигнала при его дискретизации, когда звуковые волны конвертируются в цифровые. Чем больше бит на один дискрет, тем больше точность измерения амплитуды, поэтому между сигналом 16 и 24 бит существует заметное различие в качестве звучания.

Группа цифровых развлечений (DEG), Ассоциация потребительской электроники (CEA) и Национальная академия искусства и науки звукозаписи в сотрудничестве со звукозаписывающими компаниями разработали формальное определение аудио высокого качества:

«Аудио без потери качества способно воспроизводить полный диапазон звукозаписей, которые были получены из музыкальных источников, превосходящих качеством CD».

Вдобавок к определению существуют четыре различных записывающих категории, разделяемые по источнику аудиофайла.

Существует несколько файловых HRA-форматов, каждый из которых поддерживает вышеуказанные частоты семплирования и битовые глубины. Среди них FLAC (свободный аудио-кодек без потерь качества) и ALAC (аудио-кодек Apple без потерь качества), оба из которых подвергаются сжатию, но, теоретически, не имеют потерь данных.

Другие форматы включают WAV, AIFF and DSD – форматы, используемые для неперезаписываемых аудиодисков высокого качества SACD.

Формат FLAC является самым популярным форматом, доминируя над WAV за счёт лучшей поддержки метаданных, гарантируя, что ваши аудиотреки будут снабжены информацией об артисте и названии композиции/альбома.

Разумеется, помимо загрузки музыки в таких высококачественных форматах, вы можете перекодировать имеющуюся музыкальную библиотеку в эти исключительные аудиоформаты.

Читайте также:  Как установить карту памяти на samsung galaxy

Что же примечательного в HRA-аудио?


Очевидно, самое приписываемое преимущество стандарта HRA – это превосходное качество звучания в сравнении со сжатыми аудиоформатами.

Чтобы показать, почему данный формат должен звучать лучше, чем, например, MP3, сравним относительные битрейты. Самый высококачественный МР3-трек имеет битрейт 320 кбит/с, тогда как файл 24 бит/192 кГц передаётся на скорости 9216 кбит/с. Музыкальные CD-диски имеют скорость передачи 1411 кбит/с.

24-бит/96 кГц или 24-бит/192 кГц файлы способны обеспечить качество звучания, более приближённое к полученному музыкантами и аудиотехниками на студии звукозаписи. Имея больше данных, HRA-треки дарят значительно более детализированное и текстурированное качество звучания, близкое к живому концерту.

Как водится, существуют люди, которые никак не могут ощутить разницу. Поэтому, если вы не чувствуете разницы между МР3 и FLAC, или она вам безразлична – не тратьте деньги на новомодные форматы и устройства, поддерживающие их.

Где приобрести и загрузить HRA-аудиофайлы?


Существует множество цифровых магазинов, позволяющих приобрести треки высокого качества в интернете. Среди них самые лучшие:

HDTracks
Цифровой магазин HDTracks предлагает слушателям более 10 000 несжатых HRA-альбомов. Компания утверждает, что сотрудничала с каждой крупной звукозаписывающей студией, включая Sony Music Entertainment, Warner и Universal, чтобы создать самый полный каталог композиций высокого качества на планете. HDTracks также сообщил о начале работы с мультиплатформенным приложением Liztic, которое обеспечит воспроизведение HRA-аудиофайлов на любом устройстве PC, Mac, Android или iOS.

7Digital
7Digital предоставляет свой каталог нескольким другим сервисам из данного списка, но также запустил собственный сервис цифровой музыкальной дистрибуции. 7Digital имеет в своём хранилище HRA-файлы практически любого жанра, не ограничиваясь классикой и джазом. На сайте простая навигация и загрузка любимых треков – дело совершенно несложное.

Naim Label
Более известный благодаря своим системам домашнего развлечения, сервис Naim дополнительно занимается распространением высококачественного аудио, включая музыку под собственным лейблом Naim Label.

Linn Records
Ресурс Linn предлагает загрузки в формате Studio Master 24 бит/192 кГц FLAC и ALAC, а также МР3 24-бит/96 кГц, 16 бит/44,1 кГц и 320 кбит/с.

Bowers & Wilkins Society of Sound
Другой hi-fi бренд, который постарался собрать коллекцию высококачественных аудиофайлов студийного качества. Можно ещё оформить подписку и получить доступ к альбомам, которые не доступны в магазине.

Qobuz
Французский веб-сайт Qobuz предлагает доступ к 20 000 HRA-альбомов. Файлы доступны с минимальным качеством в 16 бит/44,1 кГц, тогда как большое количество доступно с 24 бит/192 кГц. HRA-файлы также доступны через потоковый сервис Qobuz.

Onkyo Music
Onkyo Music использует музыкальный каталог 7Digital, который предоставляет высококачественные аудио-загрузки с параметрами 24 бит FLAC (44,1 кГц до 192 кГц). Он также имеет поддержку MQA-файлов.

Компании Sony, Warner и Universal также сообщили, что они откроют доступ к своим богатым музыкальным хранилищам.

Потоковая передача HRA-файлов?


Многие наверняка знают о существовании потоковых сервисов с CD-качеством, а сервисы Tidal и Qobuz запускают потоковые передачи аудиоданных без потери качества. Это обеспечивает новый уровень качества в распространении музыки, недоступный пока таким гигантам как Google Play Music, Rdio, Spotify и Apple Music.

Также возможна потоковая передача HRA-файлов на устройства Apple, благодаря недавнему обновлению сервиса Qobuz. Разумеется, для этого понадобится соответствующий смартфон с поддержкой HRA-формата: Sony Xperia Z5, LG G5 и Samsung Galaxy S7.

Apple iPhone пока что не поддерживает высококачественные FLAC-файлы, только ALAC. Однако благодаря приложению HF Player App от Onkyo, на вашем яблочном телефоне становятся доступны треки в этом формате.

HRA-музыка имеет один недостаток – файловый размер. Как правило, размер одного трека превышает десятки мегабайт и один альбом может существенно загрузить ваше дисковое пространство. К счастью, с 2014 года существует специальный формат – MQA (Аутентичное Мастер Качество). Цель этого формата – сжать размер HRA-трека настолько, чтобы на выходе получить высококачественную композицию размером с обычный трек MP3. В итоге, такие файлы можно снова закачивать целыми альбомами на свой плеер и легко скачивать в режиме потоковой передачи по мобильным сетям.

Что нужно, чтобы воспроизвести HRA-файлы?

Пока что у некоторых устройств существуют проблемы в поддержке определённых форматов и максимального битрейта, поэтому перед приобретением HRA-файлов убедитесь, что ваш девайс сможет с ними справиться.

Некоторые устройства позволят воспроизводить HRA-файлы прямо с USB-флешки или подключенного к сети ПК через Ethernet.

Также можно воспроизводить HRA-аудио, хранимое на компьютере, если он подключён через USB к усилителю типа Arcam irDAC, Naim DAC-V1 или T+A DAC 8. А затем отправлять сигнал на наушники или динамики.

Если вы пользуетесь устройствами с Mac ОС, можно попробовать Amarra или Channel D’s Pure Music. На Mac PC отлично подойдёт JRiver Media Center.

Многокомнатные аудиосистемы с возможностью HRA-воспроизведения

Многокомнатные аудиосистемы в последние годы получили новое развитие, благодаря желанию некоторых разработчиков расширить возможности своих устройства, а других – потеснить ныне лидирующих производителей, вроде Sonos.

Так, динамично развивающийся производитель Bluesound появился на рынке в 2014 году и сразу же представил линейку устройств, поддерживающих аудио 24 бит на всём диапазоне частот. В линейку изделий входят беспроводной стример Node 2, потоковый проигрыватель Powernode, музыкальный сервер с высоким разрешением Vault, многофункциональная музыкальная потоковая система Pulse и система динамиков с сабвуфером Duo 2.1.

А техника Hi-fi лидера Sonos пока что поддерживает потоковое воспроизведение в CD-качестве при 16 бит/44,1 кГц.

Другие производители многокомнатных аудиосистем последовали примеру Bluesound: LG Music Flow, Lenco PlayLink, Harman Kardon Omni и Monster SoundStage – все они поддерживают HRA-аудио и имеют беспроводные динамики.

Что дальше?

Это видно уже потому, как тяжёловесы рынка электроники – Sony, LG и Samsung внедряют формат в свои новинки, чтобы дать возможность как можно большему числу потребителей приобщиться к этому новому явлению в сфере аудиотехники и понять, что же даёт HRA-музыка слушателю. Таким образом, рынок HRA-аудио и техники ожидает бурный рост в течение, как минимум, последующих нескольких лет.

О сертификате Hi-Res Audio

Сегодня многие продукты маркируются логотипом Hi-Res, который означает поддержку форматов высокого разрешения. Для источников в виде портативных плееров, звуковых карт и USB-наушников это означает поддержку частот дискретизации выше 44/48 кГц.

Но, если не использовать специальные аудиофильские записи в форматах высокого разрешения и не касаться спорной темы на слышимость частот выше 20 кГц, то есть ли от этой поддержки хоть какая-то польза для обычного применения? Например при просмотре роликов с YouTube или звука в играх?

Как показывает практика — есть и очень заметная.

Сертификат Hi-Res Audio получают устройства, которые способны воспроизводить звук на частотах выше 20 кГц. Для наушников с аналоговым подключением этот сертификат является рекламной мишурой, т.к. все наушники способны воспроизводить частоты выше 20 кГц — просто какие-то модели их воспроизводят тихо, а другие очень тихо. Критерия порога этого “тихо” у сертификата Hi-Res Audio нет (либо он якобы есть, но не подлежит разглашению). Соответственно, абсолютно любые наушники могут его получить.

Для цифровых источников воспроизведение частот выше 20 кГц зависит от поддерживаемых частот дискретизации у ЦАП и соответственно все устройства, которые содержат современный ЦАП, соответствуют сертификату Hi-Res Audio.

Во всем виноват системный микшер

Дело в том, что в современных устройствах, как в компьютере, так и смартфоне, весь звук проходит через системный микшер. Он занимается смешиванием всех аудио потоков от разных программ. Все отдельные звуки с YouTube, видеоплеера, Skype, музыкального плеера и прочих программ должны преобразоваться в один стерео-поток.

Читайте также:  Philips xenium x806 характеристики

Микшер всегда работает на определенной частоте дискретизации.

Все входящие звуковые потоки пересчитываются в ту частоту, на которой работает системный микшер. Чем выше частота, тем меньше искажений попадет в слышимый диапазон частот.

Откуда взяться искажениям при увеличении частоты дискретизации?

Это примерно как взять картинку с рисунком шахматной доски и немного увеличить с 8х8 пикселей в 15х15 пикселей. Очевидно, что при некратном увеличении нельзя просто продублировать пиксели для сохранения исходного рисунка. И при кратном увеличении будет вопрос, новые пиксели должны просто дублировать соседние, или содержать промежуточный цвет между исходными пикселями.

Оптимальный вариант будет зависеть от типа изображения. Но, чем больше будет разрешение конечной картинки по отношению к исходнику, тем визуально меньше будут заметны артефакты от изменения размера.

В нашем случае, при увеличении разрешения в пикселях, каждый пиксель будет более мелким. Т.е. увеличивая картинку в пикселях, мы по сути увеличиваем плотность пикселей при том же визуальном размере картинки.

Аналогично и с повышением частоты дискретизации — от повышения частоты дискретизации мы не получаем принципиально новых звуков, измерения тональности или скорости воспроизведения. Но при этом, при изменении частоты дискретизации мы получаем добавочные искажения в звуке. Чем выше будет частота дискретизации у системного микшера, тем больше искажений попадет в неслышимый высокочастотный диапазон.

Если источник воспроизведения звука всего один, то системный микшер на пути сигнала не нужен. Но для стабильности работы всей системы, он обрабатывает звуковой поток независимо от того, воспроизводит звук всего одна программа или десять.

Для тех, кто желает слушать музыку в высоком качестве — имеет смысл использовать вывод звука в обход системного микшера системы.

Такое поддерживают некоторые плееры для ОС Windows и Android (и профессиональный софт для обработки звука). Такой возможности нет ни в играх, ни в браузерах, ни в мессенджерах. Для ОС Android проект RAA проводит отдельные тесты для программных плееров, выявляя плееры с оптимальными настройками и смартфоны, в которых это работает.

В играх на слабомощных системах излишне высокая частота может снизить общую производительность — тут стоит делать разумный компромисс между качеством и быстродействием (если такой выбор возможен).

Улучшение звука при высокой частоте дискретизации

От алгоритма пересчета может существенно зависеть качество. При выборе алгоритмов под “обычного пользователя” между быстродействием и качеством делают выбор в пользу быстродействия. При переходе на более высокую частоту дискретизации посредственный алгоритм пересчета дает результат существенно лучше.

В тестах ОС Android, частота дискретизации устанавливается из расчета максимально поддерживаемой устройством. Спектры у устройств с поддержкой высоких частот дискретизации получились гораздо чище.

Таким образом, даже без прослушивания аудиофильских записей, поддержка Hi-Res Audio автоматически дает прирост качества звука в фильмах, играх и on-line аудио.

Игры, качество звука и Hi-Res Audio

Не так давно, у меня ноутбук использовался в паре со звуковой картой Creative SoundBlaster Omni. Изменение общей частоты дискретизации с 48 кГц на 96 кГц существенно повлияло на качество звука в TES Oblivion. Это подтверждают и измерения этой карты при настройке системного микшера на 48 и 96 кГц.

Раньше самое высокое качество в играх обеспечивали звуковые карты семейства X-Fi, где 90% мощности аппаратного процессора использовалось под качественный ресемплинг (так же работают анти-алиасинг фильтры в видеокартах). Частично проблему создал и стандарт AC97, где опорной частотой для кодеков и звуковых карт была 48 кГц вместо 44.1 кГц.

Сейчас, в редкие моменты, когда возникает желание поиграть в игры, использую простую версию X-Fi, подключенную по SPDIF к ASUS Essence One. При этом X-Fi позволяет вывести и звук виртуально на любую другую звуковую карту или внешний USB-ЦАП.


Кузнецов Роман
Основатель RAA

Известен под никами


Разница в искажениях для Creative SoundBlaster Omni
Синий спектр — частота дискретизации 96 кГц, оранжевый — 48 кГц.


Разница в искажениях для Xiaomi Redmi Note 4X
Синий спектр — без системного микшера, оранжевый — с системным микшером.

В играх в Android ситуация аналогична. Но частоту для системного микшера в Android нельзя менять и она будет просто максимально возможной.

В Windows частота дискретизации системного микшера настраивается в свойствах звукового устройства.

До появления Windows Vista ОС ставила максимальную частоту воспроизведения для воспроизводимого файла и был автомат опорной частоты при воспроизведении из одной программы. Примерно так сейчас работает Linux. Начиная с Windows Vista, опорная частота задается вручную.

В наушниках Hi-Res Audio наиболее актуален

Последнее время наушники являются более распространеными — источниками являются не только стационарные компьютеры в отдельном помещении, но и множество портативных ноутбуков и смартфонов.

Если громкость у колонок чаще всего регулируется отдельно в усилителе или на самой колонке, то громкость для наушников чаще всего устанавливают непосредственно в источнике. Т.е. через системный микшер устройства.

Одним из источников искажений является грубый расчет амплитуд по шкале разрядности сигнала в виде транкейта. Специально для демонстрации были разработан специальный тестовый сигнал и записаны демонстрационные треки, которые можно самостоятельно послушать.

Чем больше снижается громкость относительно максимума, тем сильнее слышно искажения. В примере со смартфоном LeEco Cool changer s1 видно, что при уменьшении амплитуды относительный уровень искажений растет. Амплитуда полезного сигнала уменьшается, а гармоники от искажений остаются на том же уровне.

Для колонок в источнике обычно устанавливают максимальный уровень, а в колонках или усилителе уже в аналоговом виде убавляют уровень до приемлемого максимального значения. В дальнейшем, при корректировке уровня громкости через системный микшер (если это удобнее) искажения не столько очевидны.

Таким образом, часть наушников с беспроводным подключением по Bluetooth при подключении к смартфону с хорошим аудиотрактом может обойти по качеству проводные наушники, банально из-за внешней регулировки громкости в самих наушниках. Деградация качества от передачи сжатого потока по Bluetooth будет меньше, чем искажения от системного микшера.

Для наушников, подключаемых напрямую к звуковой карте или смартфону, регулировка звука доступна только через микшер и порой требуется слишком большое снижение уровня для комфортной громкости. Это делает искажения от микшера более заметными.

К сожалению, эти искажения сам по себе Hi-Res Audio не может убрать напрямую, но в большинстве ЦАП с поддержкой Hi-Res Audio есть возможность регулировать уровень громкости через собственный регулятор громкости. Таким образом искажения от системного микшера уменьшаются вместе и с уменьшением уровня громкости через внешнее устройство.

Если рассматривать проблему регулировки громкости и искажений от транкейта, то в большей степени спасает возможность регулировки громкости во внешнем устройстве. Обычно, это устройства с выделенным ЦАП.

Среди внутренних звуковых карт регулировка громкости через ЦАП есть в Creative AE-5.

Очень часто проблемы с качеством звука находятся совсем не там, где их привыкли видеть. Из-за этого часть технических тестов и привычных методик не дают предсказуемого результата.

Надо все время сравнивать получаемые результаты технических тестов с субъективным восприятием и находить новые взаимосвязи.


Кузнецов Роман
Основатель RAA

Ссылка на основную публикацию
Фото на зеленом фоне хромакей
Зеленый фон или «хромакей» применяют при съемках для последующей его замены на любой другой. Хромакей может быть и другого цвета,...
Файловая система для операционной системы windows
Вы знаете, что Windows Phone использует NTFS? Почему большинство карт памяти и почти все USB-накопители по-прежнему используют старый-добрый FAT? Почему...
Файлы в карантине что с ними делать
содержит все нейтрализованные вредоносные программы в корзине в течение определенного периода времени до того момента, как применит к ним соответствующие...
Фото на скайп для пацанов
Крутые фотографии пацанов на аву: фото без лица, в маске анонима, крутые пацаны с битами и с пистолетами. Крутые фото...
Adblock detector