Фортепиано струнный или клавишный инструмент

Фортепиано струнный или клавишный инструмент

Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации.

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, — это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.
Клавикорд
Первый клавишный инструмент, у которого были струны, — клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим дл того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо.
Клавесин
Другой клавишный инструмент — клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина — довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента…
Спинет
…Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, — это спинет. По сути спинет — это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он как правило был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).

Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускатьс наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихс нот.

Самое замечательное в фортепиано — это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников — это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725-1775) — период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.

Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром — новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы.

Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только в дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано.

На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Бетховена и Шумана, Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Произведения для настройка фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.

В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию. Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов. Все же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать музыку для этого инструмента, клавесины производятся в достаточно больших количествах.

Читайте также:  Aptx bluetooth что это

Очевидно, что появление фортепиано — казалось бы такое незначительное событие — стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали вортепианную музыку, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта — будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач — у которого в доме не было бы пианино. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката…


Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. Фортепиано является классом клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».

История, происхождение

Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).

Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори около 1709 года, в его конструкции молоточки находились под струнами. Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда современное название. Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716 год) и Шрётером в Германии (1717—1721 годы).

Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). В ходе развития к инструменту были добавлены педали.

В России производство фортепиано связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818—1820 годах.

Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики.

В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

Устройство современного фортепиано

Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего.

Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами.

При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.

Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.

Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили.

В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже.

В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней), или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн.

Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

Читайте также:  Нанесение лазерной гравировки на клавиатуру

Видео: Фортепиано на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Пианино:

Рояль:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Оглавление

Интересные факты о фортепиано

Фортепиано называют королем музыкальных инструментов. Этот инструмент охватывает весь спектр звучания всех инструментов в оркестре, от самой низкой ноты басового фагота, до верхней ноты флейты-пикколо. На фортепиано можно одновременно исполнять и мелодию, и аккомпанемент (чего нельзя сделать, к примеру, на флейте).

Типичное фортепиано среднего размера имеет около 230 струн, каждая струна имеет натяжение около 70 кг, а суммарное натяжение — около 18 тонн.

Общее натяжение струн концертного рояля достигает 30 тонн.

Механизм, приводящий фортепиано в действие, называемый механика, имеет до 7500 деталей, каждая из которых участвует в процессе удара молоточка по струнам вследствие нажатия клавиши.

Новое фортепиано следует настраивать четыре раза в первый год эксплуатации при каждой смене сезона и по крайней мере дважды в год в дальнейшем.

Первое фортепиано с возвратным механизмом для молоточков и возможностью играть с различным уровнем громкости было изготовлено около 1700 года итальянцем Бартоломео Кристофори (1655-1731). Кристофори, занимавшийся изготовлением клавесинов, усовершенствовал принцип их работы и создал несколько моделей фортепиано.

Слово "фортепиано" произошло от названия, данного Кристофори своему инструменту: "piano et forte", что значит "тихо и громко".

Термин "рояль" был впервые применен в 1777г.

Англоязычное выражение "tickle the ivorys" (дословно — "щекотать клавиши из слоновой кости") подразумевает игру на белых клавишах фортепиано из слоновой кости, однако слоновая кость не используется при изготовлении клавиш с 50-х годов прошлого века (с тех пор они пластиковые).

За последние 100 лет на рынке появлялось около 5000 производителей фортепиано,но дожило до наших дней меньше сотни. Тем не менее до сих пор в строю отдельные экземпляры большинства из исчезнувших марок.

В процессе изготовления корпуса и механики Фортепиано склеивают тысячи деревянных деталей; также используется войлок, оленья кожа, сталь, чугун, медь и другие материалы.

Независимые исследования определили более высокие показатели обучаемости в школе у детей, занимающихся фортепиано. Это относится к дисциплинированности, координации движения, навыкам поведения в обществе, изучению нового языка; большую роль играет и удовольствие, получаемое в процессе создания музыки.

Чем бы вы ни планировали заниматься в области музыки, вам необходим по крайней мере базовый курс игры на фортепиано. В музыкальных школах для этого существует дисциплина "общее фортепиано".

За время существования фортепиано предпринималось множество попыток его усовершенствования. К примеру, некоторые деревянные части пытались заменить на пластмассовые. Однако от идеи отказались по причине весьма ограниченного срока службы таких деталей. Было много и других не очень удачных попыток. Среди них — фортепиано Йенсена с двумя клавиатурами, вертикальное, фортепиано с клавиатурой, похожей на клавиатуру печатной машинки, и много других.

Ямаха начала изготавливать фортепиано в 1887 г., первой в Японии.

Рояль имеет большее быстродействие, чем вертикальные фортепиано (напр., спинет, пианино) благодаря механизму репетиции. Он позволяет пианисту повторять ноту, при неполном отпускании клавиши. Вертикальный вариант механики фортепиано требует полного возврата клавиши для повторного действия молоточка.

Самое большое фортепиано — концертный рояль Challen. он имеет 3,3 метра в длину, суммарное натяжение струн более 30 тонн и массу более тонны!

Первая нота на стандартной 88-клавишной клавиатуре — "ля" субконтроктавы.

Середина клавитатуры — промежуток между "ми" и "фа" первой октавы.

Последняя нота на клавиатуре — "до" пятой октавы.

Длина концертного рояля Bosendorfer Imperial — без малого 3 метра, его клавиатура имеет дополнительные 9 клавиш в басах, нижняя из которых — "до" — на октаву ниже "до" контроктавы. Концертные рояли чуть меньшего размера этой же фирмы имеют четыре дополнительных клавиши в басах, нижняя — "фа" субконтроктавы.

Paul Janko (Австрия) сконструировал шестиярусную клавиатуру — на ней проще играть быстрые пассажи и арпеджио, чем на обычной клавиатуре.

Термины для фортепиано

Абкник — регулировочный винт для установки высоты подъема репитиционного рычага механики рояля.

Абстракт— деревянный стержень, подвешенный шарнирно к фигуре,соединяющий молоточковый механизм с клавишей.

Аграф — латунный винт с отверстиями в головке, фиксирующими положение струн хора.

Аксендрат— латунные прутки для изготовления осей, на которых вращаются молоточки и другие рычаги механизма.

Ауслезирование — отвод толкающего рычага-шпилера в сторону отмолоточкового узла.

Ауслезерная пупка — круглая кнопка на винте, превращающая прямолинейное движение шпилера во вращательное.

Ауслезерный лейстик — линейка, в которую завинчены винты с услезерными пупками.

Аншлаг — части струн от линии удара молоточков до струнных штабиков.

Бачки — части корпуса, несущие клавишно- молоточковый механизм.

Бакенклетцы — бруски, заполняющие пространство между крайними клавишами и бачками корпуса.

Бентик — гибкая ленточка, соединяющая молоточковый узел с фигурой.

Вирбель — колок для закрепления струны.

Вирбельбанк — деревянное ложе для вирбелей.

Вагебанк — опорный брусок клавиатурной рамы, на штифты которого надеваются клавиши.

Вебфильц — мягкий, протканный нитью, пружинящий войлок, наклеивающийся на шультерные выступы.

Гаммербанк — брус, на котором монтируются все детали молоточкового механизма.

Гаммерштиль — деревянная палочка, несущая на себе молоточек.

Гаммерлейстик — планка с войлочной подушкой, на которую ложатся молоточки механизма рояля.

Читайте также:  Как переустановить ноутбук асер

Гарнировка — отделка частей молоточковых механизмов и клавиатур суконными, войлочными и замшевыми прокладками.

Демпфер — глушитель струн.

Демпфергальтер — рычаг, держащий демпферную головку в механизме пианино.

Декатировка — уплотнение суконных и войлочных материалов.

Дреббелирование — явление дрожания молоточков, вызывающее дробные удары их по струнам.

Друк клавиатурный — глубина опускания клавиш от исходной позиции до упора в суконные друкшайбы клавиатурной рамы.

Друкклетц — шаблон для измерения глубины опускания клавиш.

Друкцанги — специальные плоскогубцы для обжатия суконных прокладок клавиш.

Друк струн — давление, создаваемое струнами на резонансную деку.

Затц — комплект однотипных деталей молоточкового механизма и клавиатуры.

Заглушка — брусок, наклеенный на резонансную деку, ограничивающий распространение звуковых волн.

Интонировка — обработка молоточковых головок с целью улучшения окраски звука.

Канитель — навивка на басовых струнах.

Капсюль — деревянная или металлическая колодочка, направляющая движение рычагов молоточковых механизмов и клавиш.

Каподастр — металлическая планка, привинчиваемая к вирбельбанку и прижимающая струны к струнному штабику.

Керн — деревянный брусочек, являющийся основой фортепианного молоточка.

Клап — откидная крышка, закрывающая клавиатуру.

Клетцы — деревянные бруски различной формы и размеров, несущие функции ограничителей и упоров.

Консоли — вертикальные фигурные стойки корпуса пианино.

Контрфенгер — тормозной башмачок на каждом молоточковом узле механизма пианино.

Креповка — регулирование проволочных деталей механизма путем изгибания.

Крепейзены — специальные регулировочные инструменты для выгибания проволочных деталей.

Крепцанги — специальные плоскогубцы для регулирования частейклавишного и молоточкового механизмов.

Контрклавиатура — набор демпферных рычагов, встроенных в корпус рояля позади клавиатуры.

Лейстики — длинные рейки и планки, ограничивающие перемещение рычагов клавишно-молоточкового механизма.

Линяя удара — совокупность точек удара фортепианных молоточков на струнах.

Ложка — металлический стерженек на заднем конце фигуры молоточкового механизма, приводящий в движение демпфер.

Механика — бытовое название фортепианного молоточкового механизма.

Модератор — устройство для приглушения звука, вдвигающее планку с полоской мягкого войлока в пространство между струнами и молотками.

Нагель — деревянный штифт для укрепления клеевых соединений.

Нахдрук — добавочный ход клавиши после вывода толкающего рычага шпиллера из-под молоточкового узла.

Обердемпфер — старая демпферная система в пианино, где все демпферные узлы, привинченные на деревянную доску, накладываются сверху на молоточковый механизм.

Панцирь — сплошная плита чугунной рамы, закрывающая вирбельбанк.

Пасовка — точная подгонка частей при сборке.

Польстер — подушка в виде длинной полосы из толстого мягкого сукна. на которую ложатся молотки или клавиши.

Педаль — система рычагов, приводимых в действие ногой исполнителя для изменения продолжительности и громкости звучания.

Пилоты — регулируемые винты, передающие движение от клавиши к фигурам механизма.

Пупка — круглая колодочка, служащая для упора или держания мелких деталей молоточковых механизмов.

Пушель — мягкий плоский войлок демпферов, заглушающий гладкие струны.

Рулейстик — планка, на которую ложатся молотки в механизме пианино.

Резонансная дека — деревянная пластина, усиливающая звучание струн.

Репетиция — устройство клавишно-молоточковых механизмов,позволяющее быстро повторять удары молотков по струнам.

Рипки — упругие деревянные бруски, наклеенные на резонансную деку для улучшения ее акустических и механических качеств.

Рихтовка — выравнивание хода молотков и других частей механизма.

Фенгер — тормозная колодочка на проволочной стойке, захватывающая фортепианный молоточек при его отходе от струн.

Форшибунг — металлический угольник, передвигающий механизм рояля при нажатии левой педали.

Фильц — высокосортный технический войлок различной плотности, из которого изготавливают молоточковые и демпферные головки.

Фигура — промежуточный горизонтальный рычаг с насаженным на ось толкателем- шпилером, передающий движение от клавиши к молоточку.

Флейка — малые суконные шайбы на опорных штифтах клавиатурной рамы.

Форбаум — брусок лицевой части корпуса рояля, закрывающий спереди чугунную раму и вирбельбанк.

Фусклетц — верхняя широкая часть ножки рояля или брус, в который ввинчиваются ножки.

Фуга — линия прилегания или склейки деревянных частей.

Футор — массивная деревянная рама, несущая на себе все части пианино и рояля.

Хор — созвучие двух или трех струн, настроенных в один тон и ударяемых одним молоточком.

Хорейзен — стальная оправка для выравнивания интервалов струн на штабике рамы.

Цирлейстик — длинный брусок, закрывающий просвет между клавишами и клавиатурным клапом пианино.

Цуги — деревянные рычаги педального механизма.

Цоколь — деревянный пол, закрывающий снизу корпус пианино.

Штабик струнный — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на работающую ( звучащую) и неработающую части.

Штанга демпферная — металлический стержень на гаммербанке, отводящий демпферы пианино от струн.

Шток — короткий деревянный штифт, передающий движение подъема демпферов при нажатии правой педали рояля.

Штег — подставка для струн в виде деревянного бруса на лицевой стороне резонансной деки.

Штейнунг — расстояние, на котором отстоят фортепианные молоточки от струн.

Штиц — упор для подъема крышки рояля.

Штифтовка — соединение подвижных частей механизма с капсюлями на коротких осях (штифтах).

Штульрама — массивная рама, привинчиваемая к бачкам корпуса и служащая базой для клавишно-молоточкового механизма.

Шпатц — расстояние ( зазор) между однотипными деталями клавишно-молоточкового механизма.

Шпатцейзен — инструмент для регулирования зазоров между узлами и деталями механизма.

Шпилер — толкающий рычажок, приводящий в движение молоточек.

Шпилерлюфт — зазор между головкой шлилера и выступом шультера в исходной позиции механизма.

Шпон — строганая и лущеная фанера.

Шлейф — проволочный стерженек с петлей на конце для присоединения ленточки бентика к фигуре.

Шультер — фигурная плоская колодочка, в которой крепится молоточек и имеется выступ для упора шпилера.

Ссылка на основную публикацию
Файловая система для операционной системы windows
Вы знаете, что Windows Phone использует NTFS? Почему большинство карт памяти и почти все USB-накопители по-прежнему используют старый-добрый FAT? Почему...
Унитаз санита аттика отзывы
Перед тем как покупать Sanita Аттика хочется прочитать о нём отзывы владельцев, тех людей, кто уже купил и пользуется товаром...
Упал iphone полосы на экране
Узнайте, что делать. Если экран слишком чувствителен или не всегда реагирует на касания Перезапустите устройство. Убедитесь, что экран устройства чист,...
Файлы в карантине что с ними делать
содержит все нейтрализованные вредоносные программы в корзине в течение определенного периода времени до того момента, как применит к ним соответствующие...
Adblock detector