Чем хороши виниловые пластинки

Чем хороши виниловые пластинки

Сохранить и прочитать потом —

В подкасте «Звук» мы очень часто разбираем мифы и заблуждения, которые сложились вокруг темы Hi-Fi акустики. Сегодня наше внимание привлек материал Криса Корнелиса, в котором он рассмотрел плюсы и минусы CD относительно возможностей винила.

Мы решили привести основные тезисы Криса и обсудить тему вместе с вами в комментариях.

«Все согласны, что винил звучит лучше, чем цифровые записи. Противятся только звукоинженеры и те, кто изобрел компакт-диск», – Крис Корнелис (Chris Kornelis), «Звуковые войны».

Крис пересказывает историю Джеймса Рассела (James Russell), инженера, который с самого детства проявлял смекалку изобретателя. Он спроектировал «автоматический морской бой» в шесть лет и далее во всю чинил различную бытовую технику.

Рассел создал свой первый виниловый проигрыватель в колледже, но профильное образование физика затянуло его на несколько лет в сферу энергетики. Он сумел убедить начальство дать ему возможность исследовать способы применения оптических устройств (света) для совершенствования способов записи и воспроизведения музыки.

Задача была следующая – пытался добиться точного воспроизведения и получить четкое звучание композиции:

«Я хотел, чтобы симфония звучала как симфония».

Именно так и появилась идея, воплощение которой мы знаем как CD. В 1965 году Рассел разработал оптическое запоминающее устройство и технологию чтения данных. Конечно, фурор формата CD сменила шумиха вокруг стриминговых сервисов, а вместе с возвращением винила споры о том, что лучше (CD или винил, цифровой или аналоговый звук), стали только острее.

Кстати, в прошлом году мы рассказывали о том, как спасти музыку, скупая все виниловые пластинки мира. 62-летний бизнесмен Зеро Фрейтас (Zero Freitas) с детства собирает пластинки и не может остановиться – его коллекция насчитывает более 47 тысяч записей, а доступ открыт всем желающим. А совсем недавно мы привели пример современного завода виниловых пластинок.

В одном из подкастов мы говорили о виниле и соответствующих мифах. Одним из самых серьезных недостатков винила может быть сравнительное отличие в воспроизведении баса и отличие в звучании первой и последней песни.

Крис рассказывает о возрождении винила и приводит слова Янга, который во время конференции CES в Нью-Йорке сказал Натану Брэкетту (Nathan Brackett) из Rolling Stone’s следующие слова:

«Люди с хорошим слухом выбирают винил. Без вариантов».

Крис пишет, что согласно экспертам, если на один динамик подать слишком много баса, то игла может выскочить из дорожки – это вызовет свистящие помехи (резкие звуки «с») в голосе певца. Виниловые записи не только воспроизводят лишь часть студийной записи, но и привносят в неё тиканья и трески.

Например, простым примером высоких частот на записи являются помехи, возникающие при произношении шипящих согласных, или согласных «с» или «з», которые могут при быстром произношении создавать эффект свиста (например в словах: «zip», «shack», «sap»). Это создает серьезные проблемы для специалистов, работающих с винилом, поэтому они часто вынуждены устранять избытки высоких частот на записи, делая свистящие звуки менее выраженными в процессе редактирования, или же просить вокалистов произносить проблемные места по-другому в процессе записи.

Конечно, дело не только в этом, но и в форматах. Эта история началась с разработки способа записи телевизионных программ на мастер-диски с помощью лазерного луча. Далее (в 1978 году) был сконструирован первый коммерческий проигрыватель лазерных дисков от Philips Magnavox 8000, который провалился, несмотря на то, что в разработку были вложены полмиллиарда долларов.

Читайте также:  Пропал ярлык скайпа как восстановить

В 1982 году новый формат вышел на рынок, а два года спустя в Соединенных Штатах был произведен первый CD. Примечательно то, что этим диском стал альбом «Born in the U.S.A» Брюса Спрингстина – альбом был смикширован Бобом Клирмаунтином, а его мастер-копию делал Боб Людвиг.

Ранние АЦП имели технические шумы, поэтому при воспроизведении CD появлялись искажения. Формат стал популярным, когда технологии позволили ему звучать хорошо. При этом Крис убежден, что не так уж и сложно найти виниловую пластинку, которая звучит лучше чем CD, так как мастеринг, продакшн и методы производства в целом могут склонять чашу весов как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Многие ценят винил его не за чистое воспроизведение, а за приятный эффект, который он накладывает на него. Люди тяготеют к винилу из-за возможности подержать и покрутить пластинку в руках. Им нравится возможность коллекционирования.

Сегодня существует возможность воспроизводить треки на частоте, с которой их записывают музыканты. Они записывают музыку на частотах, превышающих 44,1 кГц (96 кГц или 192 кГц) для расширения возможностей редактирования. Многие люди, работающие в сфере аудио, говорят, что способны заметить улучшение качества на частотах дискретизации, превышающих частоты формата CD, поэтому предпочитают слушать музыку высокого разрешения.

Скотт Мэткалф (Scott Metcalfe), заведующий кафедрой искусства и науки звукозаписи в Институте Пибоди при Университете Джона Хопкинса, объясняет, что инженеры стали использовать «избыточную дискретизацию» при создании цифровых файлов, значение частоты которой гораздо больше 44,1кГц. Затем запись сжимается обратно до частоты CD-формата. «Сигнал захватывается на гораздо большей частоте дискретизации, которая затем с помощью математических преобразований приводится к частоте 44,1кГц, – говорит Мэткалф, – это позволяет точнее сохранить записываемую информацию».

«Я думаю, что люди не слышат разницы только потому, что попросту не знают, что они должны слышать, – говорит Андерсон. – Кому-то нужно показать вам, что вы должны услышать. Если вы сконцентрируетесь на обозначенных моментах, то вам все станет понятно».

Многие звукоинженеры с этим не согласятся и скажут, что запись на аналоговую [магнитную] ленту ничем не лучше цифровой записи. Дело в искажениях, которые нравятся некоторым музыкантам и слушателям. Будь то битва аналоговой записи против цифровой или винила против CD, очевидно, что предметом спора здесь является не качество. Споры ведутся о личных предпочтениях.

К сожалению, никто не проводил тест на сравнение винила и CD, но есть результативный эксперимент Джона Геринджера (John Geringer) и Патрика Дуннигана (Patrick Dunnigan) из штата Флорида, в котором сравнивались CD и высококачественные кассетные записи. Хотя кассеты, продаваемые покупателям, и обладают худшим качеством звука, чем виниловые записи, к магнитной ленте не предъявляются особые требования при производстве, и сам формат не страдает от ограничений частоты, которые навязывает виниловый формат во избежание звукопотерь. Конечно, данный эксперимент не совсем годится для использования в нашем контексте, но понимание того, как люди воспринимают высококачественный аналог цифрового звука, должно пригодится в рамках данного материала.

Или, как отметил Киис Иммник: «Некоторые любят есть мармелад, а некоторые горчицу. Если кому-то нравится слушать виниловые записи, то ради бога. Но не говорите, что они звучат лучше».

Читайте также:  Сбой при операции шифрования такском

Если поставить трек, записанный на CD с исходного WAV-файла и тот же самый трек с винила, то при сравнении винил будет звучать как бы мягче и жирнее. Почему, спросите вы? Ответ здесь кроется не в самой записи или технологии нарезки на винил, а в способе её воспроизведения. Когда мы воспроизводим цифровую запись с CD, мы услышим ровно то, что было на него записано, без каких-либо изменений и искажений (если конечно у вас хорошая аудиосистема) . В случае же с винилом, считывание звука с пластинки происходит механическим способом по технологии 19-го века, который не в состоянии правильно передать верхнюю часть частот из-за очевидной инерционности иглы — звук с винила всегда характеризуется завалом по ВЧ. Кроме того, что это приводит к износу как пластинки, так и иглы проигрывателя, так ещё нужно регулярно очищать пластинки от пыли и грязи, которая на них скапливается. Помимо чистого, эффективного сигнала, игла также снимает в небольшой степени звук всего происходящего вокруг. В первую очередь это звук (преимущественно низкочастотный, басовый) с напольных колонок и сабвуферов — так называемый фидбэк (от англ. Feedback — отдача, возврат) . В данном случае он создает эффект, сходный с реверберацией. Также примешиваются небольшие искажения, связанные с тем, что игла не может каждый раз пройти дорожки одинаково, и таким вот образом, путем добавления описанных примесей к основному сигналу, записанному на пластинке, мы и получаем тот самый мягкий и жирный звук на выходе.

В голову также приходит другая забавная аналогия. Почему-то, никто не отстаивает видеоформат VHS, говоря, что на DVD худшая картинка. Оно и понятно — здесь всё видно невооружённым глазом. В случае же со звуком, когда каждый спешит убедить окружающих в своём исключительном слухе, всё сложнее и плацдарм для разнообразного рода спекуляций шире. Отсюда многочисленные бредовые высказывания, ничего общего со здравым смыслом и наукой не имеющие. Например, высказывание о том, что "у цифры нет души". Почему именно "души" и что, чёрт возьми, это означает — совершенно непонятно. Равно как и непонятно, откуда такие профанские мнения постоянно берутся. В общем — вряд ли стоит слушать доводы в пользу пластинок — их просто не может быть и историю пластинок можно считать закрытой и положенной на полку.

Стандарт CD достаточно удачен во всех своих технических решениях, поэтому компакт-диски существуют уже около 20 лет и совершенно не собираются сдавать свои позиции. Появившись, компакт-диски сразу же "убрали" всех своих конкурентов, которым пришлось понуро расступиться, т. к. CD — первый звуконоситель, обладающий качеством, "запредельным" для человеческого уха со средними характеристиками. Т. е. средний человек, не обладающий особыми аномалиями в ушах, не нуждается в более совершенной технике — качество CD превосходит его "ушные" способности, чего бы там не кричали многие неуравновешенные личности.

В эпоху цифрового аудио музыка обесценилась. Сегодня годы работы музыкантов уравнялись с парой минут работы торрент–клиента или несколькими центами за трек в iTunes. А ведь может быть совсем иначе.

Прошедший 2014 год стал удивительным для XXI века: виниловые пластинки поставили рекорд продаж. По всему миру было продано 8 миллионов ретроносителей. Пластинка Джека Уайта разошлась тиражом в 75 тысяч экземпляров. Более того, на фоне сокращающихся продаж физических носителей и увеличивающейся доли потоковых сервисов на музыкальном рынке доля винила не изменилась и составила 2% от общего дохода индустрии. В чём секрет?

Читайте также:  Что значит директивное ценообразование

Можно было бы связать это с гонкой за качеством звука: на фоне популярности lossless-форматов аудио кто-то сказал, что виниловые пластинки обладают ещё более качественным звуком, и все бросились их покупать. Так ли это? Вряд ли.

Можно ли назвать распространение винила очередной модной тенденцией нового поколения? Возможно, поскольку в числе наиболее популярных пластинок преобладают свежие релизы современных инди-исполнителей.

Почему так происходит? Пластинки громоздки, неудобны и дороги в сравнении с любыми аналоговыми носителями. Средняя стоимость пластинки в России составляет от 600 до 2 500 деревянных. Однако и это не мешает расходиться не только виниловым изданиям зарубежных исполнителей, но и переизданиям российских команд. Виниловую коллекцию записей Курёхина и «Популярной механики» фанаты смели за считанные дни. Активно переиздаются почти все достаточно крупные исполнители, включая «Гражданскую оборону», а уж от этих ремастированных записей середины восьмидесятых явно не стоит ждать повышения качества при переносе на винил.

Самой вероятной многим видится куда более оригинальная причина.

При переходе музыкальной индустрии к цифровым носителям — сначала в виде скачиваемых треков, а затем и потоковых сервисов — проблема поиска и приобретения новых произведений уравнялась с проблемой оплаты доступа в интернет. Ценой многолетней работы стала пара минут работы торрент-клиента или несколько центов в iTunes.

Несмотря на то, что цифровой век дал доступ множеству людей именно к той музыке, которая им нравится, всё не так однозначно. Отрицательный эффект широкого распространения оцифрованной музыки не может скрасить даже возможность простой и эффективной самостоятельной раскрутки молодых коллективов. Случилось то, что музыка резко обесценилась. Сегодня большая часть альбомов слушается потреково, отдельными кусками. Для множества исполнителей такой подход адекватен. Но не стоит забывать и про цельные музыкальные произведения, выпускаемые под единой обложкой и объединённые общей концепцией.

Здесь и проявляет свою магию винил. Это не только идеальный способ коллекционировать музыку, подобный букинистике. Прослушивание пластинок — это совершенно иной способ, который создаёт иной эффект погружения, отличный от простого прослушивания высококачественных типов на высококачественной аппаратуре.

Hi-res-аудио не обязательно даст отличный от обычного звука эффект. Пластинка же сразу заставляет отвлечься от всего прочего, сконцентрироваться на себе, пусть и немного. Чтобы воспроизвести пластинку, нужно проделать несколько физических манипуляций: встать, достать с полки конверт, достать пластинку, поставить её, включить аудиосистему. Для воспроизведения нужно затратить какие-никакие силы. А ещё у пластинки нельзя сменить трек. По крайней мере, при первом прослушивании. Приходится слушать целиком. Очень многие альбомы только выигрывают от этого. Человек постепенно привыкает к незнакомым звукам, и, если они не вызывают у него отторжения, музыка становится ближе, оказывает большее воздействие.

Таким образом, стоило бы назвать главной причиной возрождения винила желание человека быть заодно с музыкой, вернуть некое таинство прослушивания. Пластинка ближе к концерту, чем любая другая аудиозапись. Неудобство оборачивается магией. Приобретение нового винила — неплохой повод собрать друзей и послушать музыку.

А есть ли место винилу в вашей музыкальной коллекции?

Ссылка на основную публикацию
Цифровой формат фото это
Нажав на кнопку спуска фотоаппарата, мы получаем снимок и принимаем этот факт как должное. Но с момента щелчка затвора до...
Фото на зеленом фоне хромакей
Зеленый фон или «хромакей» применяют при съемках для последующей его замены на любой другой. Хромакей может быть и другого цвета,...
Фото на скайп для пацанов
Крутые фотографии пацанов на аву: фото без лица, в маске анонима, крутые пацаны с битами и с пистолетами. Крутые фото...
Цифровой фотоаппарат nikon coolpix a900
19 декабря 2016 г. Обзор Nikon Coolpix A900 — компакт с 4K Nikon Coolpix A900 это компактная камера с большим...
Adblock detector